«Когда детишки по приказу хореографа изображают знойных латиноамериканок, это неадекватно». Ставиский о возрастном цензе и Щербаковой

Максим Ставиский / Фото: © РИА Новости / Алексей Филиппов

Взгляд хореографа и тренера на санкции, политику ISU и судейство.

Чемпион мира в танцах на льду, хореограф и тренер Максим Ставиский, проживающий в Болгарии, в интервью «Матч ТВ» рассказал, как в мире относятся к ситуации на Украине, почему возрастной ценз в танцах только в плюс, а также в чем преимущество олимпийской чемпионки Анны Щербаковой над остальными фигуристками.

— Как ты сейчас смотришь на мир? С какими мыслями следишь за происходящим?

— Я могу только пожелать всем вернуться домой живыми и невредимыми, чтобы все было хорошо.

А что касается санкций, ну, не знаю. Вводили их против России, а в результате мы наладили собственное производство во многих отраслях. Надеюсь, так же будет и со спортом. На международные соревнования нас не пускают, но наши сейчас потренируются, соскучатся по стартам, а потом как долбанут. Потому что, конечно, это не на всю жизнь, рано или поздно должно все закончиться и мы должны со всем миром побороться хотя бы раз в четыре года — на Олимпиаде. Надеюсь, наши будут готовиться, скучать, жаждать. И как появится возможность — рванут вперед.

— Ты же сам недавно вернулся из Европы. Как там относятся к происходящему и к нашим людям?

— В разных странах обстановка различная. Я был в двух: в Венгрии и Болгарии. В Венгрии есть наши, которые и так понятно, как воспринимают происходящее. А местные — такое ощущение, что их это вообще не касается, им все равно. Они ничего не обсуждают.

А болгары, они же исторически с Россией были. Мне кажется, простой народ в этом плане не поменялся. Сейчас в правительстве Болгарии вообще большие проблемы, там все меняется, волнения происходят. Думаю, на этом фоне конфликт на Украине вообще ушел на второй план. У них там есть более серьезные заботы.

В целом же в Болгарии спокойно. Много беженцев, конечно, но туда в основном едут женщины с детьми. Их по-настоящему жалко, они пытаются скрыться от боевых действий, устроиться на работу и жить нормальной жизнью. Молодые девушки многие работают официантками, женщины — уборщицами… Ну, по крайней мере им предоставляют возможности, не отказывают.

Так что в том регионе, где я был, проблем никаких нет. Опять же, там все знают, что я родом из России. И ко мне никаких претензий и вопросов не было. Люди нормально относятся и к русским, которые живут там, и к беженцам. Там не дураки живут, они пытаются рассуждать и вникать. Находят оправдания и одной стороне конфликта, и другой.

— Говоришь, рано или поздно отстранения закончатся и надо быть готовыми.

— Ну, я на это надеюсь во всяком случае. И я рад, что у Саши Жулина сейчас будет сбор в Сочи, Жук/Свинин тоже работают. Все трудятся, поставили программы, готовятся к сезону. Плюс я так понимаю, что федерация хочет сделать альтернативный Гран-при. Они молодцы, что собираются проводить такие соревнования. На них, как я понимаю, могут и иностранцы приехать.

Александр Жулин / Фото: © РИА Новости / Владимир Песня

— Говорят, только вне конкурса.

— Это все равно соревновательный момент, который необходим нашим ребятам. Мы с Албеной (Денковой, женой Ставиского — « Матч ТВ») тоже однажды выступали на этапе Кубка России в Кирове вне конкурса. Такая демократичная точка зрения нашей федерации мне импонирует, это правильный подход. Думаю, от него не нужно отказываться, а со временем все нормализуется.

Хотя, конечно, полноценных международных стартов будет не хватать. Поэтому и хорошо, если хоть какие-то иностранцы будут приезжать. С другой стороны, у каждой танцевальной пары в России, к примеру, есть свои конкуренты. И если они не будут сидеть равнодушно на задницах, то соревновательный момент все равно сохранится. За теми же Кацалаповыми (Викторией Синициной и Никитой Кацалаповым) жарко дышат Ваня с Сашей (Букин и Степанова), они стремятся всех обыграть.

— Ну, не только Ваня с Сашей сидят за спинами Вики и Никиты — еще и Диана Дэвис с Глебом Смолкиным. Которые все-таки никуда не ушли.

— Да в общем-то вся сборная сидит (смеется). Мне удалось поработать в свое время с Дианой и Глебом. Я знаю, что это очень работоспособные ребята, техничные. Честно, я рад, что они остались соревноваться за Россию. Если вообще собирались переходить, конечно. Такие танцоры нужны нашей сборной.

— Но, я к чему завел разговор про отстранение, не получится ли, что без наших спортсменов ISU просто не вывезет «фигурку»? И возвращаться будет уже некуда.

— Не думаю. Мне кажется, фигурное катание на произвол судьбы не бросят. Понятное дело, что ISU зависит от нынешних глобальных проблем, но все же. Так всегда было: если президент ISU — шорт-трекист, то все боятся, что сейчас именно этот вид будут развивать, а на фигурное катание денег не останется. С конькобежным спортом та же ситуация. Не думаю, что возникнет ситуация, при которой некуда будет возвращаться. Ну, во всяком случае верить в это не хочется.

— То есть без наших спортсменов «фигурка» не умрет?

— Не умрет. Просто если на примере тренерских групп — если у ведущей пары нет конкурента, спарринг-партнера такого, то пара начинает деградировать. Ты успокаиваешься, у тебя мозг перестает правильно работать. Всегда нужен конкурент. Поэтому, думаю, как для наших спортсменов отсутствие соперничества не скажется положительно, так и для них.

Россия — лидер мирового фигурного катания, это факт. Так что сейчас у них, конечно, будет возможность урвать какие-то медали, а потом что? Ну, пусть порадуются чуть-чуть. Подергаются.

— Да если бы чуть-чуть.

— Ну, тогда пусть струйно радуются. Надо отдавать себе отчет, что вы выигрываете без ваших соперников, без лидеров. Радуйтесь, конечно, но рано или поздно это все закончится. И тогда вы уже всплакнете.

У нас же ни у кого нет тенденции на расслабление. У той же Этери Георгиевны попробуй расслабься вообще.

Алёна Канышева, Александра Трусова, Алёна Косторная и тренер Этери Тутберидзе / Фото: © РИА Новости / Александр Вильф

— Ну, расслабиться у Этери Георгиевны, положим, и нельзя. Но ведь можно и уйти от Этери Георгиевны, скажем, закончив со спортом. Смотрю сейчас за списком активностей у Ани Щербаковой и Камилы Валиевой — они большую часть лета проведут в шоу.

— В шоу — да, но у Ани с Камилой все равно будут в некотором роде сборы. Они вечером будут выступать в шоу, а днем — тренироваться. Так что подготовка к сезону все равно будет нормальной. Да и сами по себе шоу достаточно полезны для развития.

С другой стороны, если кто-то из лидеров у нас уходит на пенсию или в шоу, на его место сразу встает молоденький новый лидер. И сборная в результате ничего не теряет. Мы это видели на протяжении нескольких лет, и вряд ли что-то поменяется. Так что если они все-таки решат уйти и не бороться на соревнованиях — что ж, их дело.

— Что думаешь насчет поднятия возрастного ценза?

— Это упорная борьба с нашими молодыми чемпионками, безусловно. Они думают, что добились своей цели. А я думаю, что совершенно ничего не поменяется.

— Борьба с чемпионками — возможно. Но я неоднократно слышал, что больше всего от нового ценза пострадают не одиночницы, а пары с танцорами.

— Тут все индивидуально. Я вот переходил в мастера в 18 лет, и было нормально. Вообще я бы о чем тут говорил — возможно, в парах это не так критично, но в танцах проблема действительно есть. В танцах надо изображать взрослые отношения в программе, особенно если тебе дают катать блюз или любой другой заведомо сексуальный танец. Или латина, в которой танцуют чуть ли не полуголые девушки.

И запускать такие танцы у детей… Странно это. Тут надо либо какую-то комедию по типу «Чунга-Чанги», либо сама по себе серьезная вещь становится комедией. Потому что, когда детишки по приказу хореографа изображают из себя знойных латиноамериканок, это не всегда выглядит адекватно. Так что для танцев, на мой взгляд, в моральном плане ценз действительно объективен.

— А в одиночном катании разве не та же самая проблема? Условно говоря, поставили Камиле «Болеро», и фанаты ищут в нем отсылки на балет Бежара, где все было довольно эротизировано.

— Мне кажется, такой подтекст ищут только те, кто у себя в голове какие-то странные ассоциации настроили. У меня, к примеру, «Болеро» Валиевой ни с чем таким не ассоциируется. Вообще если иметь в виду «Болеро» Равеля, то он его написал глядя на работу станков в цеху. А сексуальный подтекст этой музыки придал уже Бежар.

— А «Кармен»?

— Это взрослая история со своими интригами и страстями. Но «Кармен» уже настолько избита и затерта, что даже маленькой девочке можно выйти в красном платье и уже работает. Необязательно изображать что-то такое… Конечно, в одиночном катании тоже есть проблемы, когда маленькая девочка берет взрослую тему с какими-то внутренними переживаниями. Иногда это смотрится нелепо.

Хотя, если объективно, у некоторых и получается. Если смотреть на Аню Щербакову, к примеру, то у нее настолько одухотворенное лицо с глубокими глазами, что начинаешь ей верить. Так что здесь вопрос к хореографу, как он все поставит, и к самой фигуристке, удастся ли ей интерпретировать задумку. Ане вот удается.

И еще один пример — однажды в шоу мне выпала честь кататься с Лизой Арзамасовой. Ей на тот момент было 15 лет. И у меня даже ссоры с судьями были. Они ей говорили: «Вот ты такая маленькая, а понимаешь ли ты вообще, что значит фраза из песни «Любовная лодка разбилась о быт?» Я тогда возмутился и сказал, мол, почему вы эту девочку ассоциируете только с сериалом «Папины дочки», хотя она уже снялась в 30 серьезных фильмах и отыграла в 30 серьезных спектаклях?

Все зависит от того, насколько актриса или в нашем случае спортсменка мысленно созрела для такой роли. Вот Лиза в 15 лет уже отлично все понимала, пропускала через себя. И в фигурном катании похожий случай — постановщику надо видеть человека и понимать, для какой истории он готов. Можно взять «Буратино», а можно залезть во взрослую драму. Единственное условие — чтобы драма не превращалась в «Буратино».